Отель «Все включено» VS Детский лагерь
«Да мы за эти деньги всей семьей в Турцию слетать можем! Вы когда цены на путевки в лагерь устанавливаете, головой думаете?» — так закончился мой разговор с одной из мам, позвонивших в офис. Положила трубку. Налила чай. Долго смотрела в окно. Чувство вины, обиды, несправедливости, раздражения от того что не смогла объяснить – вот это все клокотало и бурлило во мне. Почему-то вспомнила Карлсона. «А как же я? Малыш…ведь я же лучше. Лучше собаки.» Вот понимаю, что лагерь лучше, а почему, объяснить не могу, потому что сама ни разу не была в этом пятизвездочном раю.
В этом году наконец-то случилось. Наша семья впервые попала в отель all inclusive. На отдыхе во мне проснулся учёный- исследователь и я попыталась собрать все аргументы «за» и «против» отельного отдыха по системе «все включено». Давайте попробуем разобраться, где же полезней проводить время школьникам.
Итак, начнём с базовых вещей.
Условия проживания. С одной стороны, каждый родитель скажет мне, что естественно, пятизвёздочный отель превосходит любой российский детский лагерь по уровню комфорта. С другой стороны, как организатор каникулярных смен с 25ти летним стажем, я нашла 3 существенных нарушения Санпина. Ковровое покрытие, не позволяющее проводить качественную уборку и обеспыливание помещений; кондиционеры, гоняющие через систему охлаждения скопившийся углекислый газ и высушивающие воздух; ну и собственно санобработка мест общественного пользования — это такой вариант «русской рулетки» и проверки насколько сильный у твоих детей иммунитет. В нашем отеле был аквапарк. Даже два. Сентябрь, бархатный сезон, на солнце плюс 45, вода в бассейне плюс 39, дочка не хочет в море, просится в теплющую аквамариновую водичку. А я оценивающе смотрю на скопление взрослых и не всегда трезвых людей на шезлонгах, прикидываю, что медицинское освидетельствование перед поездкой никто не проходил, умножаю на температуру воды и с упорством маньяка тяну ребёнка на море.
Питание.Шведский стол по сравнению с пятиразовым лагерным меню, утверждённым в Роспотребнадзоре, кажется гораздо более удобным вариантом для любого родителя. С одной стороны расходы в поездке становятся предсказуемыми, ребенок всегда сыт. Однако для меня каждый приём пищи был сопряжён с жутким стрессом. Я не говорю про качество блюд- овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца — все свежее и вкусное. Были вопросы к гигиене — некоторые гости брали еду с разносов руками, облизывали общие ложки, случайно залезали рукавами в блюда. Я каждый раз дергалась, глядя на то, какое развращающее действие оказывает сама организация приема пищи на детей. Заходишь в ресторан — вокруг столы с грудой оставленной еды, вперемешку с объедками, сбившиеся с ног официанты не успевающие убирать со столов — «фу, арбуз не сладкий и виноград кислый- мама, переставь на другой стол, я пойду что-нибудь ещё поищу», «бе, в супе помидоры!» — «Так там ещё 10 котелков с супом, возьми попробуй другой», учит бабушка . Дети, одобряемые взрослыми несут как можно больше на свой стол, откусывают один оладушек из груды на тарелке: «нее, у бабушки вкуснее — уберите». «Где этот официант, у меня весь стол заставлен, как я в такой грязи чай буду пить», «мама, я тарелку уронил, я ее потом в середину стопки засунул, никто не видел», «Папа, я взял всех пирожных по одному, выбери себе одно, а остальные выкинем».
Получается, что система «шведский стол» с одной стороны воспитывает капризы, неуважение к труду и потребительское отношение к жизни, с другой стороны, при огромном выборе, у ребёнка возникает соблазн взять на завтрак вкусные сладости или картошку фри, вместо творога или каши — в результате перенасыщение тяжёлыми углеводами ведёт к расстройству желудка. Так что, как минимум три раза в день мне предстоял титанический труд — я только и делала, что объясняла своему девятилетнему чаду «что такое хорошо, и что такое плохо», почему нельзя вести себя по-свински в ресторане, даже если остальные демонстрируют такое поведение, и что «полезно» для нашего животика, а что вредно, и почему этого вредного и вкусного так много на шведской линии.
С какой ностальгией я вспоминала свою родную лагерную столовую, наши рисовые, манные, пшенные кашки по утрам, борщ и суп-паутинку, паровые котлетки на ужин. А отутюженные девочки на раздаче, с их белоснежными фартучками и колпачками, к концу отпуска вспоминались как феи чистоты.
Анимация.Сначала мы рассмотрели весь набор Кидс – клаба: за 10 долларов можно было под присмотром аниматора разукрасить майку, пенал или холщовую сумку. Девушки турчанки так боялись гнева мамаш отдавших « это что вот за эту мазню десять баксов?», что норовили все сделать сами — по трафарету, чтобы нигде не вылезти за контур, и не использовать цвета, отличающиеся от выставленного шаблона. Мы с дочкой решили, что у нас в лагере в сто миллионов раз интересней, и решили здесь не оставаться, а ходить общаться с другими детьми на вечерних шоу. Может быть после 20 лет работы в лагере у меня произошла профессиональная деформация, и я очень требовательно отношусь к людям выходящим на сцену — слишком много конкурсных программ, шоу, мюзиклов написано, проведено, сыграно? Но мне кажется, у любого человека, берущего в руки микрофон, выходящего на сцену и говорящего что-то зрителям, особенно детям, должен быть как минимум мозг, как максимум внутренняя цензура. Мне казалось, что каждый взрослый понимает, что есть табуированные темы в общении с детьми — секс, религия, политика, если только это не специально организованная дискуссия для старших подростков с грамотными экспертами, но для аниматоров нашего отеля не было ничего святого.
Мне хватило одного вечернего шоу. На сцене 12 детей разного возраста, каждый из которых держит в руках разрисованную майку. Ведущий просит поддержать детей аплодисментами и начинает знакомиться: «Прифет, ти откуда ? Благовещенск? А как тебья зовют? Наташа? Наташа, а ты уже нашла себе бойфренда в нашем отеле? Смотри сколько мальчиков — выбирай!» ( семилетняя Наташа смущается и убегает со сцены к родителям) Мама хохочет и говорит: «Ну что ты растерялась — надо было выбирать!»
«А тебя как зовют? Петя, двенадцать лет? О, ваш великий «рюский музикант» Петр Чайковский был гомосексуалистом! А ты кого больше любишь — девочек или мальчиков?»
Я обвела взглядом зал — почти пятьсот человек, они хлопали, хохотали, улюлюкали и дети начинали принимать эту извращенную систему ценностей и подыгрывать, вызывая новые вспышки смеха. Я почувствовала такое бессилие от невозможности хоть что-то изменить. И ещё долго думала, что только в Турции в этом году отдохнуло 2 миллиона российских детей, а в загородных лагерях ( если отнять раздутые пришкольными площадками цифры) всего 800 тысяч.
Не нужно говорить, что после этого мы обходили эстраду, и закрывали окна по вечерам, чтобы не слышать того, что происходит на сцене.
Мне легко сравнивать, я знаю лагерь, как свои пять пальцев, а как-же быть родителям? Для них, знакомых с лагерем только по фотографиям, все не так очевидно: тут поделки- в лагере тоже поделки, тут активити- в лагере какие-то мероприятия, тут аниматоры- там вожатые. Но это совершенно разные вещи: когда мы в лагере делаем поделки, то четко знаем, зачем и для какого возраста что лучше выбрать, я уже не говорю про уровень творчества и самостоятельности детей во время посещения детьми кружков и лагерных мастер-классов. Когда мы проводим мероприятия, то в арсенале вожатского отряда тысячи способов рассмешить ребенка, не опускаясь на уровень нижних эмоций и низких инстинктов. При этом, педагогический коллектив в лагере, всегда может ответить на вопрос «Зачем?», есть понимание, чего мы хотим достигнуть и какие воспитательные и образовательные цели стоят перед конкретным мероприятием или сменой. Когда мы отдаем ребенка отельному аниматору, то сталкиваемся с эффектом «калифа на час», когда людям, которым мы доверяем самое дорогое, абсолютно все равно, что и как с ним будет после этого часа «ухода и присмотра» в детском клубе. Ребенок в отеле воспринимается не как личность, а как некий объект, по отношению к которому нужно соблюсти клиентский сервис. А если детской личности будет причинен какой-то вред, то вы этого никогда и не узнаете. Ни в документообороте, ни в самой системе не заложена система ответственности по отношению к ребенку. Ни один вожатый, ни одного лагеря в России не додумается закрыть KidsClubи предложить детям ждать детей на шезлонгах у бассейна прихода родителей, потому что рабочий день заканчивается в 17:00. Профессиональная деформация и крепко усвоенное правило «чужих детей не бывает» заставляло меня собирать всех ребятишек и еще полчаса играть с ними, пока придут мамы. «А если они пойдут в бассейн, а если выбегут на дорогу, или решат сами убежать купаться на море?» билось набатом в голове. Я придумывала себе столько сценариев- страшилок, что только обреченно кивала в ответ на голливудские улыбки закрывающей дверь и уходящей аниматорской команды. «Bye! Haveaniceday!», и конечно же, оставалась с детьми.
Я не говорю уже о главной ценности детского лагеря- воспитывающей силе коллектива. Мы, эксперты и профессионалы детского отдыха, знаем наверняка, как полезна для развития личности ребенка правильно организованная деятельности в коллективе сверстников, насколько благотворное влияние оказывает отряд на ребенка. Формируется самостоятельность, принятие ответственности за свои поступки, лидерская позиция. И осознание того, что ты успешен и принимаем в коллективе, зачастую оказывает влияние на всю будущую жизнь человека.
У меня набатом весь отпуск звучали слова мамы, позвонившей мне в июле. «Отдых, оздоровление, масса положительных эмоций! — это все только на Средиземном море. А у вас ходи строем, сам убирайся, хочешь — не хочешь посидеть спокойно не дадут- то «Зарница», то уборка территории, то концерт готовить надо, и в столовой супы да каши, да за такие деньжищи».
Но делая свой выбор иногда полезно заглянуть в будущее и ответить себе на вопрос « А что же я покупаю?». Комфорт и обжираловку сейчас, или формирование правильных ориентиров, грамотно организованную воспитывающую среду, круг общения и успешное будущее, в конце концов. Ну как можно сравнивать горькое и мягкое? Ценность семейного отдыха и возможность побыть с детьми на море безусловно велики, но нет смысла сопоставлять два разных сценария развития летних каникул, упрекая детский лагерь в некой ущербности относительно фешенебельных курортов. И говорить, что мы лучше туда отправимся — там теплее-мягче-сытнее. Побывав в пятизвездочном раю, я наконец-то поняла ценность того, что делаем мы. Лагерь — это долгосрочная инвестиция, а отельный отдых — краткосрочная. Отельный отдых — это история про удовлетворение базовых потребностей сейчас, а лагерь — про получение счастливой, самореализованной личности потом. По сути мы сами делаем выбор между «приятно» и «жизненно необходимо», между «вкусненько» и «правильные ценности и морально- этические нормы». А это сравнивать, как вы понимаете, вообще невозможно. Каждый делает свой выбор. Я искренне благодарна тем родителям, кто доверяет детскому лагерю самое дорогое — детство, отдых, каникулы и будущее своего ребёнка.
Автор статьи Анна Байкалова, главный редактор incamp.ru